Максим Анкудинов


Урал и вся Россия.

Стихи.

1996 - 2001

/ автор рассказывает сам о себе /



Максим Анкудинов, р. 25 июня 1970 г. в Свердловске, рос в Нижнем Тагиле (на Вагонке), автор самиздатовских сборников стихов «Лирика ветра» (Екатеринбург, 1992) и «Маленькая книга» (Екатеринбург, 1994), книг «Парусное небо» (Москва, «Арго-Риск, 1996) и «Ж» (в рамках одноимённого коллективного проекта Н.Винника, М.Горелика, Г.Зелениной, Москва, «Арго-Риск», 2000).

Стихи пишет приблизительно с 14 лет. Печатался в разных маленьких изданиях, в стенной газете «Радиотехник», в Интернете, в журналах «Эссе в поэтике» (Кил, Англия), «Поэзия» (Милан, Италия), в журнале «Урал» (№2/2001, переводы П.Элюара), альманахе «Вавилон» (Москва, «Арго-Риск»)… Наиболее серьёзная задумка – перевод и составление Малой Антологии французской поэзии ХХ века (всё ещё готовится к печати). Инженер-электроник (радиофак УПИ, вып. 1992 г.), работает по специальности.

Настоящая книга (по замыслу – лирическая книга, по происхождению – простой сборник) есть только взгляд автора в прошедшее личное пятилетие и эвристическая наив-попытка преодоления позорного равновесия между критическим / так его назовём / реализмом и вторичным нашим антиевропейским постмодернизмом в живой литературе в пользу современной романтики, новых переложений традиций русского авангарда / Д.Бурлюк - В.Хлебников - Александр Уланов – В. Тхоржевская /, городского эпоса, лирики и эротической фантастики, музыки уральских дорог и леса… Книгу посвящаю – вдохновительницам, женщинам, музам – Е.Д. /Жене/, Н.Т. /Нате/, О.З. /Ольке/, Г.М. /Гале/ …






--------------------------------------------------------------------------------

раковину дай
умывальник мой
городской трамвай
я в тебя домой



"Яблоками пахнешь", 2000


--------------------------------------------------------------------------------

Чёрный паровоз



Нет ветра. Напились. Вода не замерза-
-ет на таком потоке
Лёд вдоль водоводов
чёрная вода чёрные дере
вянные водоводы чёр
ные корпуса доменных пе
чей чёрный паровоз.



1998, "Чёрный паровоз", Н.Тагил.


--------------------------------------------------------------------------------



Весна! опробую авторучку, подаренную тобою
выбрасываешь меня в грязь говоришь не любишь не можешь
так жить живёшь
мой сын от меня всё дальше а небо чернеет порою
и манит и страшные звуки "Пшеничную" "Русскую" пьёшь


ещё полторы недели город не имеет веса
я в мире дома не дома сижу и абсолютно не делаю
ничего музыка джаз величие осеннего весеннего леса
пьём за твоё это счастье как пальцы реки чёрно-белое



Апрель 1997, "Демисезонные песчинки"




--------------------------------------------------------------------------------



едешь и страшно смотреть на первую зелень
май и дома и унылая жизнь эхо чая
баржа трамвая застряла на каменной мели
у светофора у хлебного баржа трамвая


едешь и вновь и ещё и опять окунуться
в окна дороги победы кирпичные своды
арки балконы зелёные листья смеются
незачем жить от подобной внезапной свободы



Апрель 1997, "Демисезонные песчинки"


--------------------------------------------------------------------------------

Кроме голоса и духа..



Мне не нужно книг других
кроме голоса и духа,
рек и шелеста пчелы
на поляне, если сухо,


и тетрадок записных,
кроме сосен, не давай же,
сам я веточка сосны
на лесном приречном пляже.





"Тетрадка русских блюзов", октябрь-2000


--------------------------------------------------------------------------------

Утро



погоняя погоняя
свой автобус 18
через утро звон трамвая
попытаешься пробраться


размечтаешься запнуться
в проходной за дверь-вертушку
в четверть пятого проснуться
и засунуть в глотку пушку


языком вдыхая дуло
пальцами крючок сжимая
вдруг поймёшь: она мелькнула
в утреннем окне трамвая.



"Тетрадка русских блюзов", октябрь-2000


--------------------------------------------------------------------------------

Последняя птичка



электричка твоя песенка
жёлтый блюз а не частушка
деревянная лесенка
рублёвая новая двушка


электричка твоё личико
женщина тридцатилетняя
непойманная мной птичка
уже наверно последняя..



"Тетрадка русских блюзов", октябрь-2000


--------------------------------------------------------------------------------

Переулок



патриот ночная проститутка фара
заточка в кармане бутылка в киоске
подпольно а город как руки кальмара
и ты как в желудке в свердловске


переболей эхом станешь отважней смелее
и сердцем прозрачней и духом темнее и гуще..
Христом или Кришной или Магометом болея
Затёршейся кожей ладони проткнёшь тучи



"Тетрадка русских блюзов", октябрь-2000


--------------------------------------------------------------------------------

Поздняя осень



дымит полиметаллическая гитара цыганка
и снег оранжевых ламп интересней
ртутно-вечернего нового панка
снежные песни


глаза потеряйся кого и за сколько
как просто устроены нитка и ветка
троллейбус семёрка и изредка двойка
из лука дуги ослепительно метко



газеты и радио выдумал ветер
снежинки оставь у неё в коридоре
у ней от других симпатичные дети
она рассказала про южное море



"Тетрадка русских блюзов", октябрь-2000


--------------------------------------------------------------------------------

Письмо из командировки

О.З.

Милая Оля, за окном южноуральский, серый
Шебуршит дождь, красивая, милая Оля,
Я хочу тебя просто - страшно, без всякой меры,
Обалдев от желания, ну, по-звериному, что ли.


А сегодня в гостинице тихо, тепло и не пахнет
Ни фенолом, ни сталью, ни ближней колонией женской,
Ни огромным Челябинском. Вот бы, тебя, Оля, трахнуть -
- По движению сердца; так вот где ты, пушкинский Ленский.



11.04.2000 г., "Подводный корабль"


--------------------------------------------------------------------------------

Верхняя Салда



..где течёт меж букв и шанег
тихая вода -
не в Чечне и не в Афгане
Верхняя Салда,


чуть восточнее Тагила -
- и Урал, и Русь,
Всё же миф, когда-то было,
Может, я.. найдусь?


Всё нормально, манят дали
Самых ближних стран.
При Демидове катали
Рельсы, не титан.



Март-апрель 2000 г., "Подводный корабль"


--------------------------------------------------------------------------------

419-й км



Маленькая остановка к югу от древнего
города Невьянска, по существу - деревня
Шурала с парусом церкви старинной,
прозрачным воздухом, тенью длинной,


до самой железной дороги, и запад
горящее солнце спрятал в лапы,
Уральский хребет вот-вот позолотится.
..Сколько ни едешь - сердце колотится.



Март-апрель 2000 г., "Подводный корабль"


--------------------------------------------------------------------------------

Свидание в метро

О.З.

Вот память: по Москве лечу,
дурацкой головой вращая.
Постыдно Олю я хочу,
Ей ничего не обещая.


Аа, в тишине библиотек
Опять стихи читают громко,
Я разнесчастный человек -
- я подарить хочу.. ребёнка.


Московская метель смешна,
Московская весна - сырая,
Сырая, всё-таки, весна -
- а как играет!


Глазами кровь останови,
Прощай, прощай, в метро свидание,
Добрынинская, стук лови
Сердец, всегда нельзя, молчание.



Март-апрель 2000 г., "Подводный корабль"


--------------------------------------------------------------------------------

Маленькая командировка



Верхняя Салда в чаше
Частных домов, с общественных слезла краска,
Зелёная краска, нет, изумрудная даже,
Изумрудный Город из сказки американской.


Большинство домов - максимум трёхэтажки,
А пьяниц на улицах меньше чем в Нижнем Тагиле.
Странно, я тоже зелёный, в зелёной рубашке,
Что меня тянет сюда, я сумасшедший - или?



Март-апрель 2000 г., "Подводный корабль"


--------------------------------------------------------------------------------

Москва и Небо

О.З.

Москва, дома так плотно-плотно,
А небо - небо, далеко
От неба до домов..


Пол-Урала в прошлом лихо,
А Москва мне снится, снится
Девушка и тихо-тихо
Убегает сквозь зарницы.


Докури сигару, друг,
Не входя под своды эти,
Эскалатор, сердца стук,
Метель нас всех поймала в сети.


Правды не было и нет,
Не метель, а снег, и сыро,
Кареглазый Олькин свет -
- Пол-России и полмира.



Март-апрель 2000 г., "Подводный корабль"


--------------------------------------------------------------------------------

Челябинск



Река Миасс, и половодье,
Пузырьки бегут,
Водоворотов хороводы
И там и тут.


Трамваи прямо и направо,
Кругом вода,
Поверх плотины льётся лава
Как никогда.


И дождь ушёл, и не дождёшься
Ответа ты,
Но если всё же обернёшься -
- Горят кресты.


За рынком, за торговым домом -
- Царящий храм.
Всё тёплое, пусть незнакомо -
- Под стать домам.


Театры или стёкла просто -
- Тоска поёт.
Уралочки стройней чем звёзды -
- "Везде своё".


Я диким, диким человеком
Смотрел в Миасс,
Как дикий гном прошёл сквозь реки,
Покинул вас,


Автобус, и билет, и булка,
Колёс полёт
По улицам и переулкам,
На тракт - вперёд.


Черкасская, Миасс разлился,
Он, как и я,
На север милый устремился,
Река-змея.


Петляет, тварь, и ядовита,
Живёт в кустах..
На север, север! пусто в сытых
Таких местах.



Март-апрель 2000 г., "Подводный корабль"


--------------------------------------------------------------------------------

Красный Камень



Никто не помнит никого за что
И самые старинные дома
Затоптаны в бетонное пальто
Была война


Смотри забор колючая тюрьма
И за решёткой женщины сидят
У девушек глаза как цвет зерна
И памятник рабочий смерть солдат



1998, "Чёрный паровоз", Н.Тагил.


--------------------------------------------------------------------------------

Улыбка



на посёлок сосновых иголок
клёнов жёлтых берез посмотри
эта девушка солнца осколок
интересно а что в ней внутри?

1998, "Реле"


--------------------------------------------------------------------------------

Увидеть





царство небесное
а всё остальное
приложится Ищите прежде
всего царства небесного а
всё остальное приложится -




- с моста
на Электродепо
разрушенного во время
катастрофы 1988 года
открываются горы и
Верх-Исетский пруд Татищеву
не жаль было губить столько
места




ради защиты Родины принести
в жертву энергии напитать
вододействующей силой
военный завод




Ищите прежде всего
Царствия Небесного
а всё
остальное приложится


облака электродепо



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

Параллакс



Они сошлись (я это про лучи)



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

Эффект Пельтье



Соединие благородных (металлов)
под напряжением холодно
всегда



------------------

// расшифровка? расшифровка:
соединение благородных (металлов,
т.е. утюгов чугунных) под
напряжением (жизни нашей)
холодно (дико) всегда
(как ни кричи, козлы).





"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

Домашний ключ



Я ключём зарезал человека
и мне жаль его маму



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

ЛЮБОВЬ



Любовь умирает, и люди уходят за ней



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

МАЛЕНЬКИЙ КОРАБЛИК



Маленький кораблик на коричневой реке



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

СЕВЕРНЫЙ ГОРОД



И снег есть надежда



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

ЖЕНЩИНА



Не кури не пей не полюблю


--------------------------------------------------------------------------------

ЖЕНЩИНА (II)



Ни любить ни верить ни рожать
/не любить не верить не рожать


--------------------------------------------------------------------------------

ЖЕНЩИНА (III)



смерть





"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

РАЗ В ПОЛГОДА



двадцать четыре вольта на клеммы "П-К"



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

УЗКАЯ КОЛЕЯ



Меж кустов меж мостов
между рек между ног
наезженный путь
давно позаброшен
и мой паровоз заржавел



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

ПАРУС



Жёлтый, случайный, и пляшет,
и чайки, и пляшет





"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

СТРАННАЯ РЕКЛАМА



летайте гомосексуалистами аэрофлота



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

УБИЙЦА (1)



Убив на улице (зарезав) про-
хожего он первый раз за
месяц выспался (пахло
перегаром) (без денег,
денег денег денег денег
нет и не будет).



"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

УБИЙЦА (2)



свою награду
маргаритки фиалки
львиный зев колокольчики
васильки
линия электропередачи





"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

ДОЖДЬ



я перестану помогать дождю


и дальняя железная дорога


сухая чёрнокрылая змея


семеро громоотводов


на квадратный метр


одинадцать вечера


ураган и закат





"Пепел клоуна", май-июнь 1998


--------------------------------------------------------------------------------

Веер ( I )



Мачты радиостанции
В облака упираются.
- Вот они, страшные танцы:
Синее с чёрным сливается,


Белое с красным, и с перекрёстком -
- Деревья, троллейбусы; женщины обнажены
В меру приличия; осыпается извёстка
С воинской части; вещие сны.



Август 1996 г., "Асфальтовая река"


--------------------------------------------------------------------------------

Веер ( II )



Дальше - стрелка, указатель:
"Верхняя Пышма".
Банка с чёрным; эй, приятель! -
- С ветра без ума;


Дальше некуда; на север -
- Только по делам;
Шифер и бетон, и never-
-more & alarm.



Август 1996 г., "Асфальтовая река"


--------------------------------------------------------------------------------



У чужой ёлки
греем души
У чужой ёлки
греем ноги
У чужой ёлки
Греем сердце


Эхом остались
отдалённым эхом
почему-то скалы
и чужие люди
злые собаки
длинные ружья
большие кулаки
дикой науки


серебряное небо
в посёлках ближе
потому что горы
задевают сердце
объясните сердцу
почему горы
объясните ветру
почему любят


объясните ёлке
почему люди
объясните мне
почему останется


небо болью кожи
почему стынет
в декабре солнце
через век - море




28.12.1996, "Русский цикл", 2001


--------------------------------------------------------------------------------



подъезжая к Москве
упираешься
в города городки перелески
перелёты мосты
переречки дома и заводы
кирпичные здания
вышки
радиорелейки
подъезжая к Москве


а потом слева
из под земли синим
старыми вагонами
вдоль электричек
и опять под землю
это значит скоро
ты увидишь самый на земле
Город



28.12.1996, "Русский цикл"


--------------------------------------------------------------------------------

Асфальтовая река



Троллейбус падает на юг,
Спускаясь вниз с горы.
Рисуешь ручкой; замкнут круг
Бумаги; вне игры.


Кто ни о чём и кто ни с чем,
Кто бесконтрольно - с ней,
Тот знает счёт речам; зачем-
-то всё больней..


Так выскочить на полпути
асфальта и смотреть,
как эхо стали вдаль летит,
с искры срывая медь,


как, удаляясь в черноту,
исчезли - ты, закат,
троллейбус, дом; и свет потух -
- асфальтовая река.



Август 1996 г., "Асфальтовая река".


--------------------------------------------------------------------------------

ТАК СТРАННО ОБЛИВАТЬСЯ..



Г.М.

Так странно утром из ведра водой
И весело холодной обливаться..
Ты пахнешь хлебом. Ты сама едой
Здоровой тоже можешь называться.
То сердце ты, то хлеба каравай,
Печаль и радость, и насквозь прозрение.
Даёшь мне жизнь. И – жизнь не отбирай –
Ни на мгновение.

2001


--------------------------------------------------------------------------------

НЕНОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ



Если прирастая сердцем
доберёмся и до лета
интересно а не верится
навсегда ли это

если сердцем убывая
нам до лета не добраться
вывезет куда кривая
может статься

если сердце только скачет
то поменьше то побольше
просто ходишь это значит
в городе как все такой же



2001


--------------------------------------------------------------------------------

ПЛАЗМЕННЫЙ ГОРОД



автомобиль - колесо и баранка
фары подфарники сердце и таинство
город в марте - февральская пьянка
сердце вращается

язычники, вот свет на новеньком идоле
колёсном дымном и желтоглазом
видели? видели? видели? - видели!
видели плазменного дикобраза

и светофор ощетинился шелестом
круглых резиновых ног и ощерился
пастью проспекта асфальтовой челюстью
в городе плазменном я разуверился



2001


--------------------------------------------------------------------------------

НА ТВОЕЙ ДВЕРИ ПАНТЕЛЕЙМОН

Г.М.

ты знаешь хорошо и даже верно
что правильно кто пламя кто вода
и кто-кто бензовозная цистерна
и чьи движенья духа ерунда


и я с тобой чужой и невозможный
замкнувшийся в своей же голове
я трогаю свой ум неосторожный
и вижу - головы-то уже две


одна из них к двери и дальше даже
другая в дверь и глубже и любя
нет никого кто строже и кто краше
мне всё равно не разлюбить тебя


и тот святой что на дверной иконе
добряк пускай нахмуривший глаза
голубоглазая вода и в ней утонет
движение руки души слеза



2001


--------------------------------------------------------------------------------

«И БЕЗ УМА, И В РАЗУМЕ..»

Г.М.

твоя душа настолько отрешённа
что молнии не трогают тебя
что даже ультрабелая ворона
проносится души не теребя


когда ты пишешь то о чём ты пишешь
когда ты говоришь о чём молчишь
когда молчишь ты никого не слышишь
когда ты любишь ты не говоришь


когда ты говоришь такое скажешь
что не слыхать бы это никогда
когда стреляешь прямо в сердце мажешь
когда ты счастье ты почти беда


когда беда.. как счастлив что не знаю
тебя беду по городу бреду
и еду и в дыхании трамвая
я слышу души родственные льду



27 февраля – 3 марта 2001 г.


--------------------------------------------------------------------------------

ПЕРЕВЁРНУТЫЙ СОНЕТ ГАЛЕ МЕТЕЛЁВОЙ



Прости что я пишу такие
стихи из боли и из страха, -
- но раз пишу, - пишу.


А я касание руки
восставшего вчера из праха,
и тем дышу.


А ты.. ты хрупкая такая,
что чуть дыхни -
- мне кажется, в глазах растают
апреля дни.


Твоя просторно-золотая
Река волос
Сквозь формы русские летает -
- Простых берёз.



1 марта 2001 г.


--------------------------------------------------------------------------------

УДИВИТЕЛЬНО ЛЕГКО



Удивительно легко
к человеку привязаться:
Соевое молоко,
Каша – ну и как расстаться?
Твоя каша лучше всех
Каш что я когда-то лопал,
Искренний нечастый смех
Твой бесценен, о Европа.
Стать бы бешеным быком
Ради каши подорожной
с белым псевдомолоком,
Мёдом, сердцем.. зов сквозькожный,
Ты произноси слова,
ты кидай в меня подушкой -
ты всегда-всегда права,
Правда словно как из пушки.
Правда мчится далеко -
Как ядро - как может статься,
Что за ползимы легко
К человеку привязаться?
Правда где-то там рванёт,
Крепости души разрушит..
Кто нам старые вернёт
Неприрученные души?
Страшно хочется сплестись
в одно тело осьминога.
Странная такая жизнь.
Каши было так немного.



1 марта 2001 г.


--------------------------------------------------------------------------------



Сегодня отоспится солнце
Город компот
Три разноцветных японца
Японский бог в рот


И тонкие иглы и ветки
И запах смолы
Побегом из каменной клетки
С иглы


Ребёнок игра спецэффекты
Любовь не игра
Летучий бензин просто некто
Искра.



2001


--------------------------------------------------------------------------------



Пройтись по Берлину
Компас Андрианова ППШ плащ-палатка
Походно-полевая жена американские часы
Чёрный десантный нож


Пить водку с моряками Днепровской флотилии:
Спирт пополам с водою Шпрее
Гарь отлетела в мае легко и ещё стреляют



2001


--------------------------------------------------------------------------------



Сегодня денег будет нет



2001


--------------------------------------------------------------------------------



Губы выразительнее
письма конверта
особенно если
ещё ниже


а знаешь в этом
есть что-то тоже
серьёзное


люди
простые прямые
и ни на минуту
не врут

2001


--------------------------------------------------------------------------------



Ты прекрасна белокожа
Ты меня не любишь тоже
Любишь или нет
Реки солнечные кто же
Рек не любит от кого же
Реки по весне (…)

2001


--------------------------------------------------------------------------------



Летнее время пыльная столица привет кареокая
Небо у вас такое-то плотное и недалёкое
Кому на Руси хорошо позабытому лешему
Бродить по Москве мимо панков нетрезвому пешему


И мимо милиции мимо художников мимо ли
Неведомых сердцу незнаемых диких и страшных
Домов где метро из-под чёрного зарева вывалит
Рабов и свободных с газетами лысых уставших



2001


--------------------------------------------------------------------------------



В стакане моём
Оттенки весны
Голоса девушек



2001


--------------------------------------------------------------------------------



О половой любви
Негры поют хором


О любви хором
Негры поют



2001


--------------------------------------------------------------------------------



Ехали на водке с огурцами
Догонялись чистым серебром



2001


--------------------------------------------------------------------------------



Иисус Христос Увидеть

Иисус Руки в земле неописуемое

небо земля



Иисус Садовод Иисус Хлебопек



2001


--------------------------------------------------------------------------------



Южный город
мачты горы
реи паруса
Уголь гарь бездымный порох
шелест волн канатов шорох
Язычище пса

И путаны ходят гордо
вдоль оржавленного борта
жарится шашлык
Только ты собачья морда
Ищешь веста ищешь норда
Облик моря ты



2001


--------------------------------------------------------------------------------



для прозы мы найдём такие позы
что даже станет страшно интересно
ушёл очередной год високосный
довольно .. длинный - в прошлом, и чудесно


теперь переплывая этот город
пытаешься забыть газетный шорох
все эти взрывы ужасы терроры
авроры эросы и просто разговоры


на палубе стучащего трамвая
фарватер рельс ведёт к морям разлуки
аврора снежная и звуки замирают
стучась в дома автомашины руки



2001


--------------------------------------------------------------------------------



кольцо на пальце безымянном
хребет её как ветка вербы
и новый год как сокол пьяный
какие гимны флаги гербы


а не хватает окончаний
безгласных нервных несогласных
уставший от чужих венчаний
чужую трогаю напрасно



2001


--------------------------------------------------------------------------------



…И у тебя есть между выбор
ручьём воды Азийским склоном
Европой Африкой и тигр
или ворона





2001


--------------------------------------------------------------------------------



жопа целое пространство
если хочешь образ мира


и предполагает нечто
что проходит сквозь пределы


и пирог и хлеб и вермут
стерженёк в пространстве тесном



2001


--------------------------------------------------------------------------------



в это время года аромат белого вина
гармонирует с окружением снежным
девятиэтажки в сугробах ночь без дна
и безмятежна


осетрина первой свежести и второй
продаётся в магазинах по ценам доступным
для кое-кого и я тоже герой
я тоже преступник


а троллейбус молчит сбит пешеход
совершивший свой хадж в эту снежную мекку
свой последний великий китайский поход


так заря мегаполиса кланялась снегу


переломный бампер период год
переломанный волк человек человеку



2001


--------------------------------------------------------------------------------



скорей бы весна сожгла
снежную эту мглу
льдины на коже стекла
иней у нас на полу


парусные облака
с запада на восток
снежная белая мгла
городской волк



2001


--------------------------------------------------------------------------------

ГОЛОС ВИЗА



кашель заводов
бух бух
это свобода
рук двух


в полдень пространство
рвёт бас
это же рабство
двух глаз


крыши и тучи
гудок
вечер летучий
бег ног..



2001


--------------------------------------------------------------------------------

ТРИПТИХ

1.

Есть совесть.

2.

Верных женщин нет.

3.

Бесслёзно плакать.



2001


--------------------------------------------------------------------------------

ЛЮБОВЬ



Любовь безрассудна
свободна
привязана гирей
и капельки крови война
свободы с пространством

2001


--------------------------------------------------------------------------------

ТЫ



Ты в меня веришь как
инквизиция в Джордано Бруно
главный инквизитор в Христа



2001


--------------------------------------------------------------------------------

ВРЕМЯ УСТАРЕЛО



время устарело

2001


--------------------------------------------------------------------------------

ПРОЩЕ ТЕБЕ



проще тебе
считать меня
неудачником чем
мужем своим
в силе и славе –
- что же, считай!



2001


--------------------------------------------------------------------------------

НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ



Новый Израиль – Нижний Тагил



2001


--------------------------------------------------------------------------------

ЭРОТИЧЕСКАЯ ПОЭМА ГАЛЬКЕ



1.

Я обещал написать про тебя
эротическое стихотворение
(написал поэму.)
У тебя большая белая грудь
с плоскими сосками
и симпатичный животик.
Признавая,
что интимные отношения
не есть половые
и что связь с мужчиной
прежде всего духовна –
- я у тебя
седьмой,
ты у меня -
- вторая.
Соответственно,
я у тебя на седьмом месте души,
а мог бы быть
на седьмом небе.
Я принёс полиэтиленовые пакеты,
цветные-цветные и чёрный-чёрный,
чтобы забрать свои книги
и унести обратно; когда ты
не разговариваешь со мной -
- хочется повеситься/застрелиться/пить…
Твои губы
почти неизвестны для меня,
ты не веришь, что ты мне нужна,
а я не верю,
что ты меня терпишь.
Волосы твои
вымыты странным – дегтярным – мылом,
с яйцом и перцовкой, и горькие-горькие
(но так не везде, есть и места,
где аромат волос – настоящий, даром,
что ты актриса, и я его знаю –
- робкий вкус, пылящийся запах
синекрылой музы
с белоогненным сердцем).



2.

Ты боишься, что я рядом,
прячешь от подружек или
разных там знакомых – разве
солнце спрятаешь в ладони?
Сколько раз у окон мёрз я
и бесслёзно тихо плакал..
твои окна – свет прозрачный
на предземном этаже;
помнишь, вылечила ногу;
помнишь, ты меня кормила;
в твоей комнате так тихо,
словно голос в тишине..
Я шарахался от двери
к двери, я тебя боялся,
я не знал, ты – правда – любишь –
ты не любишь никого;
я терял рассудок, нечто
находя взамен рассудка,
и привязывался прочно
цепью якорной к воде,
а вода огнём скользила,
а твоя душа горела,
вечером в окне махала
запоздавшим кулаком;
я смотрел на эти окна,
на кулак, я был оправдан,
опоздавший, был заласкан,
был накормлен и прощён.



3.

Ты перестала открывать сама,
вчера меня пустила твоя мама,
и я скучаю по твоей руке,
скользящей вдоль и поперёк волос
на моём чубе, больше ты не ждёшь,
не зажигаешь свет в своём окне,
не веришь, что я приползу сюда
живой ли, мёртвый ли, или совсем прозрачный
из самого далёкого нельзя.
Все женщины, что были возле нас,
пытаются найти спокойней заводь
и топят нас в фарватере реки.
Ты знаешь, я колёсный пароход,
мой якорь лезет прямо в нежный грунт,
и водоросли все переплелись.
Полметра, два часа и сто парсек -
- Национальный парк, ты в нём одна,
и горе мне, что я не в этом парке,
зато я знаю каждый позвонок,
два сантиметра кожи и ещё –
- где позвонки кончаются и вянут.
Актриса, ты простая: моешь пол,
скользишь мимо каких-то дураков
и мимо нерисованной судьбы,
как мимо нерождённых кинофильмов,
а дураки снимают блатату
и блатняки звучат на горизонте;
О этот город, вор и негодяй, -
- противник выражения души,
сторонник выражения блатного!
А я.. я нелюбимый партизан
Твоих народных песен и твоих
же песен авторских; на сцене ты стоишь
в воздушном и крылатом сарафане,
зюйд-оста ждёшь и скоро полетишь;
в твоих руках гитара словно кисть
и пальцы твои тонкие как ветер.



4.

И ты ли выгнала меня ли, сам ушёл ли,
неважно, ныне мы - не вместе, но.. люблю,
люблю, пускай ты в это не поверишь,
и душу готов выложить свою.
Ещё я помню тишину и речь
твою нечастую в обиде частой,
а больше – незвучавшие слова:
«любимый.. милый..»; как их не хватало;
я помню твои мини-кулаки,
учившие меня, что позвоночник
суть корень жизни и массаж направлен
быть должен против тока крови; под коленкой -
- сосуды близко и массировать нельзя.
И вряд ли ты получишь то письмо,
что я принёс и передал твоей
уставшей маме, вряд ли прочитаешь,
в если прочитаешь, верю – в клочья
порвёшь слова о Боге и Любви.
Шарахался не только от тебя
и твоих – мамы, отчима и кошки,
шарахался от всех твоих сергеев
и писем из далёких деревень,
поэтов с золочёными зубами
и книжками, какие не люблю,
писателей, что руки к тебе тянут
и рады переспать – не полюбить.
Прощай! ты белые стихи не любишь,
Цветные – этой белой не напишешь,
Настолько снежная твоя душа,
Насколько же чисты снега Таймыра
или далёкой Северной Земли –
Прощай, прощай, любимая моя,
Останься, если хочешь, просто другом,
Раз всё равно не выйдешь за меня,
Прощай! – а это значит: до свидания,
Пожми мне сердце, руку, улыбнись –
- и я исчезну.

2-9 апреля 2001 г.


--------------------------------------------------------------------------------



Милая! я до сих пор и не знаю,
любила ли ты меня;
помнишь, как жили мы вместе; зима и
холод на краешке дня;
эта вот комната, окна с решёткой,
весело спать на полу;
съёжился, холодно; милая, кроткая,
дай я тебя поцелу.


Милая! Помнишь, как ты меня выгнала?
Да, был День Смеха, Апрель:
Сердце из клетки грудной в город прыгнуло,
вот он, имбирь твой и хмель,
чай твой зелёный с лимоном, надеждами,
верой бессмертной твоей;
всё это предано, продано; прежде мы
были друг другу верней.


Помнишь ли первую ночь, когда вместе
Были мы - та ночь черна!
Помню как запахи стали созвездьями,
Ты - всё равно что жена;
Был бы лишь друг, говоришь, да с лимоном
чай, и без друга - никак;
друг оказался простым пустозвоном:
сердце - Андреевский флаг.
Счастья немного, и денег - немного;
деньги, весомо, нужней
белой и пыльной горящей дороги
вместе несклееных дней..


"Я не хочу с тобой жить", - заявила;
Боже мой! ладно, уйду;
Милая! разве - взаправду любила? -
- лучик вцепился в звезду,
Чай без лимона, без друга, без мёда -
- Новые ходят друзья;
Выбор таков: есть любовь и свобода;
Были: любовь, ты и я.



. . .



Здравствуй, до свиданья, самый
Ненадёжный друг мой дикий..
Я ругался с твоей мамой,
Приносил тебе - гвоздики, -


И искал твои большие
Очи - в сердце, духе, свете;
Не нашёл; мы вновь - чужие:
Ты летучая как ветер.


Я в окно твоё стучался
в феврале и марте - снегом,
я под окнами топтался,
согревался лёгким бегом,


я сходил с ума, теряя
чувство разума и такта,
от обиды - умирая,
воскресая позже как-то..


Если бы ты понимала,
Из чего сплеталась кожа,
Ты бы звукам - не внимала,
Запахи забросив - тоже,


Ты бы свет из рук пролила
в город, где без света - сухо;
Ты бы знала, синекрыла,
Сколько значишь ты для духа.



. . .



Привыкаю к твоим вспышкам.
Ты меня совсем не любишь.
Ты девчонка, я мальчишка.
Ты дикарка, ей и будешь.


Привыкаю к твоим вспышкам.
к выставлению за двери,
брошеным мне в харю книжкам
неожиданным потерям


дружбы и души - как к звёздам
на ночном апрельском небе
привыкаю. Хохма, просто
вытянул счастливый жребий!..


Если хочешь - эхом вместе
жить и жизнью половою -
тоже - можно, ты невесте
эхо, я хана герою.


Я хана герою, или
героизма враг, точнее,
мы Пандоры гроб раскрыли -
- джина выпустили, змея,


если ничего не хочешь,
ни за что не обижайся,
чёрные такие ночи,
не волнуйся, не ругайся,


не бросай друзей, прощаясь,
они ведать не слыхали,
что сыскать легко, ругаясь,
рая пламенные дали..


Привыкаю к твоим вспышкам:
никогда и не любила;
через глупость вперепрыжку
брод любовь переходила.



. . .



Этой ночью время кокнут
негры - семитоарийцы,
стихнут речи и умолкнут
все поэзии, витийства,
музы, городские волки,
элементы византийства,
тайны, переулки, ёлки -
- Полночь, час самоубийства.


Радио отключишь, тихо,
некому в динамик литься;
чернецом ли, чёрным мнихом,
или лучше застрелиться;
день ушёл, сгорело лихо,
Нервы могут воспалиться,
если эхо станет чихом
в полночь, в час самоубийства.


Одиночество мешая
с пенкой, что давно пылится,
с голубым зелёным чаем, -
- что моей любимой сниться?
Оба веки закрываем,
Черти прячутся в ресницы,
Это временно, мы знаем:
Полночь - час самоубийства.


Через семь часов - воскреснешь
и пора бежать, пылиться -
мимо лестниц, мимо песни,
мимо кладбищ и больницы,
мимо телебашни пресной,
мимо рельс, где поезд мчится,
- Нет мгновения чудесней,
нет - страшней и интересней:
Полночь, или полвторого,
полвторого - час исчезни,
час исчез - а эхо длится;
полночь, час самоубийства.



. . .



О лишь бы ты была здорова,
И что добавить, привязать,
Когда всего-то лишь два слова
Есть в языке: "любить" и "взять".
И к этим двум словам - два тёплых
огромных сердца - я и ты;
ты звездолётовое сопло,
Метагалактики мосты.


Я без тебя - совсем разрушен;
я образ: сода-крем вода,
я черенок опавшей груши-
-дичка, я здесь, я никуда
без бытия-в-тебе, белянка;
а ты уходишь; смысла нет
в похабных песнях, в русской пьянке,
в колёсах городских карет.



. . .



Безжалостна – и непременна, –
и друга нового нашла,
и новая рука колена
как чашу с соком - обошла,
Он говорит с тобой о смерти
Есенина так хорошо,
что ты моё письмо в конверте
не распакуешь: не пришло,
меня не поцелуешь в губы
или – секрет – куда хочу;
А я был – толстый, глупый, грубый;
я в пропасть пьяную лечу;
мои глаза разбились в реки
небесных твоих дальних глаз,
и – от любви – в какой аптеке -
куплю я смертоносный газ?
Какой воды налью из крана,
чтобы уснуть и улететь?
Я глупый, грубый, толстый, пьяный –
– медведь,
я весь страдание и рана,
и страшно в зеркало глядеть…



. . .



Опять я Галю не увижу
Век, эру, час, и на часах
Тысячелетье в жёлто-рыжих
С оттенком солнца волосах.
Возьми же ручку, напиши же -
Про эрос, жжение и страх
быть с каждым часом - ближе, ближе,
сгорать нежнее на кострах..


Не - рассмотреть - дышать - касаться -
- так ручеёк унёсся в даль
далёкую, куда все мчатся
смешные рыцари, так жаль,
что я тебя - обидел или
своею глупостью пугал;
острее ты, чем перец чили,
и интересней, чем сказал,


Ты, ты - скользишь - а вечно мимо,
Поёшь - поёшь - поёшь - летишь
По Екатеринбургу Риму
меж неба облаков и крыш..
О, как в подземном переходе,
так и на сцене, и везде -
ты вся - хваление свободе,
неразрешённой красоте.


А красота – неуловима,
неуловимее нуля,
невосходима, несравнима,
непостижима… тополя
спилили возле остановки,
спилили эхо, нет любви,
остался запах – тёплый, ловкий,
остаток дружбы – на, лови!..
Поймаешь – вспомнишь, не поймаешь –
не вспомнишь; кто я для Г.М. ?
По эху тополей шагаешь
в геенну через весь эдем.



. . .



Когда ты - Боже мой! - опять -
- опять - устала - и вспылила, -
я стал чужим. Так воевать
с тобой ли, милая?


Я знаю точно - надоел, -
и кажутся милей - другие..
"Иди отсюда!!" - и я съел
слова такие,


Такие резкие слова
уже не раз я слышал, слышал,
Так, я ушёл, так, ты права,
Права, права, я вышел, вышел..


Мы разные. Но кто сказал,
что я желал тебе - плохого,
кто горечь в память завязал,
а память злую - в злое слово?


Я знаю - кто. Он - князь земли,
он света князь, царь подземелья..
А хер ему!.. Нехай - вали
в свои геенны и ущелья,


но я.. я тоже отойду,
ты сердца моего - не тронешь,
в моём растаявшем пруду -
беззвёздная ночная кромешь..
В моей душе - как топором
срубили тополь или иву
и до тебя нейдёт паром
и ветра не летят порывы.



. . .



Мы жили с тобой
под Ленёвской плотиной
неверной рабой
и приставшим скотиной,


и рядом река
пузырилась, кипела,
и ты убега-
-ла, ругалась и пела,


и ты не прощала
неверных проступков,
гитара играла
в руках в руках твоих хрупких,


но не для меня
пела ты, огнестрельная,
характер кляня,
я пил водку поддельную,


но водка - о чём? -
если ты не со мною,
была ты - свечёй,
не была ты - женою,


и мне - правда, да -
- про слезинки у Гали
сказали, когда
навсегда уезжали.



. . .



Легко бросать любимых
и как легко стоя-
-ть у стен преодолимых,
у шелеста ручья,


Перешагни сквозь стену,
перебреди ручей,
и новую измену
забудешь: я ничей.



. . .



…Пусть лишь на чуток,
на один листок,
на - два месяца
счастье плещется..



. . .



Ты пишешь русские стихи,
Мои стихи звучат фальшиво,
Поступки русские - лихи,
Заборы русские - крапива,


колючка, крепкое словцо
на том заборе - а какое? -
Я пред тобою подлецом
остался - вовсе не героем.


Заборами окружена
в духовном поле, за забором
идёт дурацкая война
идиотизма и позора,


Любовь сломалась - о забор
разбита, и на сердце щепки.
Я только что сейчас пропёр,
какой забор твой самый крепкий.


Но если думаешь - одна
свободна за забором.. Знаешь,
Тебя - ко мне - влечёт весна,
а ты заборы - не сломаешь.



апрель-май 2001 г.


--------------------------------------------------------------------------------



Языческая улица Есенина,
белое небо сизыми облаками,
зелёные небоскрёбы – Екатеринбург.


И длинная улица Белинского,
длинная песня одиночества –
- тоже Екатеринбург.


И огненная Малышева,
и продажная Ленина –
- тоже Екатеринбург.


В электричке на север
едешь как крыльями машешь,
тихо летишь,




В электричке – на север:
Едешь – как пьёшь водку:
Нижний Тагил.


И дома, лёжа на ложе,
Берёзы в окне и небо,
Берёзы в окне и солнце,
ощущаешь: стеклянное донышко.



Май 2001


--------------------------------------------------------------------------------

УРАЛЬСКАЯ ЗОЛУШКА





Золушка города нашего времени
где твои синие крылья большие
тени терпения синие тени
Если ошибся - то перепиши


Принцы без Золушек – как без дыхания
Золушки сердце откройся глубокое
Ранен когда-то я Золушкой ранен я
Светловолосая и светлоокая


Боже! Ни туфельки нет, ни касания
лишь огорчения лишь несерьёзные
Ранен я Золушкой и попадание
в сердце метелью морозной все(х)-звёздной



Май 2001


--------------------------------------------------------------------------------



. . .



Разные люди
пристают ко мне
с разными ерундами -
- удалитесь, люди !


А ты одна
потерялась и
не пристаёшь.


Мир без тебя
полный волн света
пуст и замёрз.


А ещё у меня
плохие ботинки.
Всю зарплату
я потратил на «Клинское»
и весь мой город
полн наркоманов


поцелуй меня
если не боишься
останься рядом
если любишь
и дыхание твоё
это мой космос



Май 2001





Екатеринбург, 2001 г.

Hosted by uCoz